Успенский собор Киево-Печерской лавры

(?) Спрос: 17959 грн. (?) Предложение: 19822 грн.
Номинал:100
Выпуск:30.12.1998
Материал:Золото
Проба:900
Чистый вес, грам:15.55
Масса, грам:17.28
Диаметр:25
Гурт:Гладкий
Качество:Пруф
Тираж:3000
Тематика:Духовные сокровища Украины
Посвященные возрождению Успенского собора Киево-Печерской лавры - историко-архитектурного памятника Руси-Украины XI-XYIII в.
Собор в честь Успения Божией Матери был возведен византийскими зодчими на территории Киево-Печерской лавры в 1073—1078 годах. По своему плану это крестово-купольный трехнефный шестистолпный храм. Конструктивно и технически постройка была упрощена по сравнению с более ранними соборными церквами Киева и Чернигова. В этом памятнике возобладало стремление к созданию простых объемов и лаконизму в интерьере. Правда, еще сохраняется нартекс, но на хоры уже ведет не винтовая лестница в специально пристроенной башне, а прямая лестница в толще западной стены. Храм завершался закомарами, основания которых располагались на одной высоте и венчались одной массивной главой. Изменилась и техника строительства: вместо кладки со скрытым рядом стали использовать равнослойную с выходом всех рядов плинфы на наружную поверхность стены. Именно эта постройка стала образцом для домонгольского храмового зодчества, оказав огромное влияние на принципы и приемы каменного строительства Древней Руси. С храмом связано множество монастырских преданий о чудесах, которыми было освящено ее создание. Повесть о строительстве церкви была составлена в 1220-х годов монахом монастыря, впоследствии епископом владимирским и суздальским Симоном. Его сочинение послужило основой знаменитого «Киево-Печерского патерика». Согласно сведениям Симона, монастырский собор в честь Успения Богородицы был заложена в 6581 (1073) году, в княжение Святослава, сына Ярослава Мудрого, который дал на строительство тысячу золотых гривен и сам начал копать ров для фундамента церкви. В основание были положены святые мощи, принесенные мастерами-греками. В «Киево-Печерском патерике» рассказывается, как четырем царьградским «мастерам церковным» в Константинополе, во Влахернском соборе, явилась Богоматерь и повелела им отправиться в далекий Киев к Антонию и Феодосию для строительства храма в честь нее. «Приду же и сама видети церкве и в ней хощу жити». И дала им Царица Небесная многие мощи святых мучеников, чтобы положить их в основание новой церкви, а также святую икону, которая должна была стать «наместной». При выходе из собора каменных дел мастерам была явлена на небе церковь, которую им предстояло строить. А варяг Шимон, по велению Божией Матери, принес в Печерский монастырь венец и золотой пояс Иисуса Христа, ставший мерой «широты и долготы и высоты тоя пречистыа церкви». По письменным источникам можно сделать заключение об одной исключительной особенности Успенского собора: общие размеры храма были заданы заранее и строители были вынуждены выполнить сложную работу по расчету размеров купола. Его диаметр пришлось увеличить для сохранения пропорций всего сооружения. Во время строительства собора большое внимание уделялось тому, что храм должен был служить потребностям монастыря. Внутреннее пространство храма специально приспособлено для монастырского чина литургии. С 1082 до 1089 года греческие мастера расписывали храм фресками и украшали мозаиками. Вместе с ними, по церковной легенде, работали древнерусские иконники — знаменитые Алипий и Григорий, о которых сохранились рассказы в «Киево-Печерском патерике», но упоминания об их участии в оформлении Успенского собора Патерик не содержит. Главный храм Печерского монастыря — первый в Киевской Руси каменный собор во имя Успения Богородицы. Монастырь и его церковь со временем приобретают огромный авторитет и становятся излюбленным местом паломничества. Не случайно еще у современников строительства храм получил именование «Великой Успенской церкви». Возможно, именно в Печерской обители сформировалось представление об Успенском храме как святом месте, оберегаемом небесными силами, в первую очередь самой Богоматерью. Со временем идея Божественного заступничества и покровительства монастырю или граду, где стоит Успенский собор, становится крайне распространенной. В древнерусский период кафедральные храмы почти всех новообразованных епархий посвящались Успению Пречистой Девы. Примером тому Успенские соборы во Владимире Волынском, Владимире-на-Клязме, Ростове, Москве, Смоленске и другие. Печерский собор служил усыпальницей киевских князей, литовской и украинской шляхты, а также церковных деятелей. Существовало широко распространенное поверие, что это место освобождает умерших от мирских грехов и предоставляет душам покой. Здесь похоронены сестра Владимира Мономаха Евпраксия Всеволодовна, митрополит Петр Могила и многие другие. В 1240 году храм был поврежден монголо-татарскими ордами, в 1482 году — крымскими татарами, а в 1718 году здание сильно пострадало при огромнейшем монастырском пожаре. После восстановления собор значительно увеличился в размерах и потерял первоначальные формы. Его внутреннее и внешнее декоративное оформление было выполнено в стиле украинского барокко. Работы проводили известные украинские строители и живописцы: Степан Ковнир, Иосиф Белинский, Алимпий Галик. В 1941 году Успенский собор был взорван занимавшими Киев немецкими войсками. К 2000 году здание отстроили заново в барочных формах XVIII столетия.

Вверх